Фермер Владимир Гавриленко: у нулевой технологии неисчерпаемый потенциал!
В КФХ Гавриленко В.Д. Тихорецкого района Краснодарского края каждый аграрный сезон был успешным. Глава хозяйства не скрывает: стабильности и высокой рентабельности в хозяйстве достигли благодаря технологии ноу-тилл.
На небольшой по меркам южных хозяйств площади в 650- га Владимир Гавриленко выращивал зерно и другие культуры, смело экспериментировал и охотно делился с фермерами секретами выращивания сельхозкультур без обработки почвы плугом. Совсем недавно Владимир Дмитриевич ушел на заслуженный отдых, но опыт освоения в КФХ Гавриленко В.Д. технологии ноу-тилл, может быть полезным как для опытных ноутильщиков, продолжающих свою работу, так и для тех, кто только начал интересоваться нулевой технологией. В беседе с корреспондентом ААС Владимир Гавриленко рассказал о том, какие преимущества открывает ноу-тилл и почему важно постоянно углублять знания об этой технологии.
– Чем привлек ноу-тилл? Почему решено было перейти на эту технологию, и какими были основные этапы перехода к ней?
– Фермерскую деятельность я начал в 2003 году, и ко времени перехода хозяйства на технологию ноу-тилл в 2011 году на наших полях плуг вообще не использовался. Минимальную обработку составляло дискование почвы и культивирование ее на глубину посева, до 6 см. Орудий, которые были способны при почвообработке выдерживать такую глубину, было на тот момент на рынке не очень много, и я выбрал тогда продукцию Белоцерковского машиностроительного завода (Белоцерковмаз). Был доволен результатами, показатели урожайности были достаточно хорошими при оптимальных затратах, но хотелось большего. Окончательное решение перейти на ноу-тилл пришло, когда увидел в работе сеялку прямого посева. Я загорелся идеей внедрить у себя технологию ноу-тилл окончательно и бесповоротно, и в 2011 году приобрел зерновую селку для прямого посева производства фирмы Gherardi. С этого началась моя работа по колосовым, а в 2013 г. была приобретена пропашная сеялка той же фирмы, и мы начали выращивать по но-утилл подсолнечник.
– Какими критериями руководствовались, выбирая сеялки?
– Для зерновых и пропашных культур мы остановили свой выбор на сеялках Gherardi, потому что у них максимально большой набор регулировок для различных условий сева, этими сеялками можно сеять практически в любую почву, сухую или переувлажненную, задав нужную глубину сева. В пропашной сеялке Gherardi G 208 привлекла функция двойного внесения удобрений при посеве. Сеялка очень качественно укладывает семена. Что важно, с помощью регулировок можно добиться того, чтобы рядок при необходимости будет приоткрытым или, наоборот, плотно прикатанным.
– Первый прямой посев был проведен озимой пшеницей?
– Да, в 2011 г.
– А какая культура была предшественником?
– Было две культуры – кукуруза и подсолнечник. Но если бы я проводил свой первый сев по технологии ноу-тилл сегодня, я бы выбрал сев пшеницы по сое или гороху.
– Вот как? В Интернете и в прессе часто сталкиваешься с мнением, что ноу-тилл начинается с формирования мульчи, а мульча – с культур, которые дают наибольший объем растительных остатков…
– Не знаю, как у остальных, но мой опыт работы с соей говорит о том, что она ценна для использования в технологии ноу-тилл. Объясню, почему. Соя оставляет после себя в почве, во-первых, большое количество биологического азота, так необходимого сельхозкультурам, во-вторых, оптимальный объем растительных остатков, который обеспечивает благоприятные условия для прямого сева. Хотя кукуруза как предшественник – тоже неплохая культура, но я бы хотел рассказать об одном опыте, который провели в хозяйстве. Сразу после уборки озимой пшеницы мы на одном из участков посеяли пожнивную сою, а весной уже провели сев сои. Вот после второго раза, после урожая сои мы получили очень высокий и качественный урожай озимой пшеницы. Урожайность озимки была на уровне 80 ц/га. И это, отмечу без внесения каких- либо удобрений!
Соя плюс озимая пшеница – это мощнейший потенциал увеличения азота в почве.
– Какие культуры были задействованы в обороте во все годы использования технологии ноу-тилл?
– Озимая пшеница, озимый ячмень, кукуруза, соя, подсолнечник. Другие не выращивались.
– С какого времени вы увидели, ощутили эффект от перехода к ноу-тилл? Были какие-то провальные сезоны, когда вы могли пожалеть о том, что выбрали эту технологию?
– Не было такого, чтобы в какие-то годы я пожалел о том, что выбрал ноу-тилл.
– Ни психологически, ни экономически не почувствовали никакого ущерба? Бытует мнение, что ноу-тил дает ощутимый эфффект лишь на восьмой, девятый год использования?
– Я не согласен с таким мнением. Во всяком случае у нас в хозяйстве сложилось все удачно, и мы не наблюдали регресса ни в урожайности, ни в качестве продукции. Хотя урожайность важна, но это не первостепенный показатель в ноу-тилл. В этой технологии важно изменение структуры затрат, рентабельность и, самое главное, сохранение почвенного плодородия.
– Одно из главных условий успешного ноу-тилл – это, как утверждают многие эксперты, формирование полноценного слоя мульчи. Вы удовлетворены приемами, с помощью которых создавался мульчирующий слой на ваших полях? Можете дать какие-то советы или указать на ошибки тем фермерам, которые только приступают к освоению технологии ноу-тилл?
– Я бы не стал акцентировать внимание фермеров на процессе формирования мульчи. Мульчирующий слой – не самоцель, это лишь одно из средств, один из элементов технологии, которым, кстати, тоже необходимо умело управлять. Иногда плотный слой мульчи может сыграть не положительную, а отрицательную роль, особенно при накоплении в почве излишней влаги. Такое тоже бывает у нас на юге. Например, накапливающееся увлажнение под слоем мульчи при отсутствии промерзания зимой и подсыхания летом создает такие благоприятные условия для развития слизней, что это становится одной из серьезных проблем для фермеров, работающих по ноу-тилл. Важно, чтобы в ноу-тилл все было в балансе, и многими процессами нужно управлять.
Деструктор стерни
– Использовали какие-нибудь препараты для разложение стерневых остатков?
–
Биодеструкторы, вообще биопрепараты мы активно использовали на этапе работы по минимальной обработке почвы. Что касается этапа работы по нулевой технологии, то мы их практически не применяли. Плотно заселив почву полезными микроорганизмами, мы достигли такого баланса микробиоты, который в последующем саморегулировался, поддерживался севооборотом. Какое-то дополнительное вмешательтво не потребовалось.
– А минеральные удобрения использовали?
– Что касается минеральных удобрений, то их применение в ноу-тилл – это всегда поиск компромиссного решения, чтобы цепочка минеральное питание – урожайность- плодородие работала с наивысшей пользой, максимальной эффективностью. В технологии ноу-тилл в разложении растительных остатков ключевую роль играют почвенные грибы. В разложении целлюлозы одну из важнейших ролей играет гриб фузариум, с которым агрономы стараются успешно бороться. Но он так же полезен, как и опасен для растений. Также активен в разложении растительных остатков широко известный гриб триходерма. В борьбе за растительные остатки эти два гриба конкорируют друг с другом., и в системе ноу-тилл мы должны создать для жизнедеятельности этих грибов такие условия, чтобы они, нанося минимальный ущерб друг другу в конкурентной борьбе, приносили максимальную пользу почве и культурам. Активность обоих грибов нужно максимально сохранять, но удерживать ее в балансе, чтобы тот или иной гриб не наносил вред выращиваемой пшенице. Есть также целый клан грибов, которые трудятся на корнях растений. Находясь в симбиозе, они обеспечивают питание растений необходимыми доступными для усвоения микроэлементами. И если мы вносим на поля фосфорные или калийные удобрения с необоснованно высокой дозировкой, то деятельность этих грибов сильно угнетается. Вроде бы стараемся помочь растениям в росте и развитии, но получаем обратный эффект, потому что подошли к их питанию непродуманно.
– Какие способы заделки минеральных удобрений использовали в хозяйстве?
– У себя на полях вместе с посевом использовали локально-ленточный способ внесения удобрений. Он более удобен и эффективен, потому что не наносит вреда, как я уже отметил, для грибов и других микроорганизмов. Сеялка Gherardi G 208, которая использовалась в хозяйстве, позволяет, например, вносить фосфорно-калийные удобрения прямо в рядок, а азотные – в сторону от рядка на расстояние около 6 см, что очень удобно и обеспечивает наиболее полную усвояемость удобрений.
– Какие схемы химической борьбы с сорняками и заболеваниями растений применяли?
– Ни на одной культуре мы не применяли химические фунгициды, только биологические, химией работали только по сорнякам и таким вредителям, как пьявица и клоп. Очень хорошо показал себя на подсолнечнике биологический фунгицид «Бактофорт» компании Биона.
Биофунгициды для растений
Помимо ожидаемого эффекта – «Бактофорт» эффективно предотвратил появление грибковых заболеваний на подсолнечнике – совершенно замечательно проявился еще один эффект – существенно сократилась популяция совок. Для борьбы с фузариозом колоса мы химические препараты в свое время приобрели, но они так и остались лежать на складе, потому что не понадобились. Септориоз, ржавчину и другие заболевания на пшенице мы в течение всего времени использования технологии ноу-тилл не наблюдали.
– В среднем, какая урожайность была за последние годы по кукурузе и подсолнечнику?
– Если говорить о последних 4 годах, то они как раз непоказательные, потому что были засушливыми. Но даже несмотря на недостаточное влагообеспечение, мы собирали в среднем по 23-24 ц/га подсолнечника. Максимальная урожайность кукурузы на наших полях составляла 82 ц/га. Повторюсь, урожайность важна, но важнее, за счет каких затрат она достигается, и здесь у но-тилл огромные преимущества.
Беседу вел
Владимир Косилов
Статья размещена в журнале "Актуальные экосистемы"
http://newsapk.ru/